Продажа новых автомобилей в Украине сократилась более чем вдвое, производство на грани остановки
Украинский автомобильный рынок продолжает пребывать в глубоком пике. Если в 2008 году было зарегистрировано более 650 тысяч продаж автомобилей, то в 2014 в семь раз меньше — всего 93 тысячи. 2015 год оказался еще более провальным. Согласно статистике Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром», за 11 месяцев текущего года было продано всего 41 127 автомобилей, что на 56 процентов меньше чем в предыдущем году.
Самыми
популярными в Украине новыми машинами по итогам первого полугодия оказались:
Renault Logan — 556 продаж,
Mazda SX5 — 456 продаж,
ZAZ Sens — 418 продаж,
ZAZ Lanos — 379 продаж.
Однако, в ноябре список возглавила Toyota Corolla. Она же стала
самым популярным в мире автомобилем 2015 года.
Вместо новых машин украинцы все больше покупают подержанные
В то же время эксперты отмечают
значительное оживление на рынке подержанных авто. Как сообщает
информационно-аналитическая группа AUNOCONSALTING,
за 10 месяцев этого года количество продаж подержанных автомобилей выросло на
64 % по сравнению с аналогичным периодом
в прошлом году. При этом, среди украинских автолюбителей все больше теряют
популярность машины, произведенные в странах СНГ, и все большим спросом
пользуются иномарки. Тем не менее, самыми продаваемыми машинами, бывшими в
употреблении, остаются ВАЗы.
Еще более диспаритет на рынке
между новыми и "бэушными" машинами может увеличиться, если Верховная
Рада Украины примет закон о стимулировании развития рынка транспортных средств,
бывших в эксплуатации. Представители украинского автопрома считают, что
снижение акцизов на импорт автомобилей с пробегом приведет "к уничтожению
национального производства, повышению уровня обнищания населения и росту
социальной напряженности в обществе". В связи с этим Ассоциация
автопроизводителей Украины «Укравтопром» обратилась даже с письмом к
председателю Верховной Рады Владимиру Гройсману с просьбой не допустить
принятия законопроекта №3251.
Производство на грани остановки
Крупным провалом был отмечен
2015 год и в производстве украинских автомобилей. По данным "Укравтопрома"
за период с января по ноябрь этого года в Украине было собрано 6 434 машины.
Это на 77 процентов меньше, чем за тот же период в 2014 году. Для сравнения
заметим, что в 2008 году в Украине было собрано 425 тысяч машин.
В августе этого года сборка
легковых машин в Украине вообще была остановлена.
При этом украинские предприятия уже давно отказались от разработок своих собственных автомобилей. Последняя "Таврия" на Запорожском автомобильном заводе была собрана в 2007 году, в начале 2011 года была произведена последняя "Славута".
У
отечественного автопрома просто нет денег на дорогостоящие исследования и
разработку новых моделей и совершенствование уже существующих. Для этого нужны
миллиарды долларов, которые есть только у мировых автомобильных монстров. Поэтому отечественным автопроизводителям
приходится довольствоваться разработками своих зарубежных конкурентов, которые
предпочитают продавать в Украину уже готовые машины. Самое большее, о чем с
ними можно договориться, это крупноузловая сборка почти готовых машин. ЗАЗу в
свое время лишь удалось купить патент на производство "Ланоса" и
теперь этот автомобиль уже более чем на 50 процентов произведен в Украине, с учетом
комплектующих, изготавливаемых на украинских заводах.
В борьбе за патенты украинский автопром
оказался в очень невыгодном положении по отношении к Китаю и России. Автомобильные
корпорации более охотно продают им права на производство для внутреннего рынка,
который и у Китая и у России огромен.
Украина же размерами своего автомобильного рынка, который последние годы
стремительно сокращается, похвастаться
не может. В результате отечественный производитель оказался на лопатках: своих конкурентоспособных
моделей нет, чужих ему не дают.
В рейтинге производящих автомобили страна Украина в этом году оказалась на последней строчке. Первое место у Китая: его производство автомобилей заняло почти 30 процентов мирового рынка, а выросло на 6.4%.
Всего
Китай только в первом полугодии 2015 года произвел 10 327 754 легковых
автомобилей. На втором месте оказалась Япония — 3 910 535 машин. На третьем — Германия (2 919 548 автомобилей). Четвертое место у США (2
166 636 легковых машин).
Среди украинских автопроизводителей лидером остается Запорожский автомобильный завод (2 729 машин за 11 месяцев 2015 года). На втором месте корпорация EUROCAR (1 786 машин), на третьем — Кременчугский автомобильный завод (1 219 машин).
Автор: Андрей Володько